Всех недавно облетел ролик как дети реагируют на то, что их конфеты съели родители:
И оказалось, что реакция детей многих удивляет. Невоспитанность, падение нравов и прочее "как они смели так сказать". Я в принципе и сам до появления детей морщился, глядя на вопящих детей, которых мама тащит за руку, и полагал, что уж с моими детьми такого не будет НИКОГДА! Как же я ошибался
и как мне было не приятно, когда это случилось первый раз в публичном месте с казалось бы ранее милым и законопослушным ребенком. Смотрят теперь все на тебя как на родителя, который "плохо воспитал" ребенка, злишься, ничего не понимаешь, растерянно оглядываешься, а толку то... После этого оно случилось не раз и не два, дома и на улице, просто крики, и катание по полу, чуть ли не эпилептические судороги, крики "я тебе ненавижу", "уходи", "ты чужой!". Это больно слушать, это неприятно, это пугает и в какой-то момент достигло такого уровня, что я стал беспокоиться и вникать в вопрос. Книжек набрал целую полку. Вопрос оказался очень интересный.
Вообще интернет полнится советами как поступать при капризах - одни предложат проявить строгость и показать, кто здесь хозяин, другие предложат не реагировать и оставить ребенка одного, пусть поймет, что он не может "манипулировать" через крики, третьи предложат обнять и компенсировать дефицит родительской любви. Советы на любой вкус и вобщем-то все бесполезные, как оказалось. Если истерика уже случилась, то трепыхаться обычно поздно.
Что вообще такое капризы и истерики? Вот ребенок ноет "дай ту игрушку, ну дай ту игрушку", потом плачет "хочу игрушку!", ему дают желаемое и он успокаивается. Нет, это еще не каприз и не истерика. Ребенок рационально и целенаправленно применяет доступные методы давления для получения желаемого, а получив желаемое, успокаивается. Можно это определить как "ложный каприз". Пока он рационален мы его можем убеждать, предлагать альтернативы, стыдить даже. Нормальный процесс - растущий организм пробует мир на прочность.
Настоящий каприз начнется когда получение "желаемого" уже не дает эффекта, например -
Момент выше, когда ребенок просто взрывается, это уже истерика. Крики, агрессивные или даже бессвязные вопли, плач, ребенок бьется об пол, дрыгает ногами. Увещевать ребенка в этот момент, уже знаете поди, полностью бесполезно. Он как вообще не слышит. А если еще на улице, вы его тащите за руку, а он вырывается и орет, прохожие оборачиваются, кивают осудительно головами. Мамин и папин кошмар. И мысль только одна - вот что это такое вообще и за что мне это? Где я сделал(а) ошибку в воспитании?
Можно утешится. Никакой ошибки оказывается не было. Исследования в университетах Чикаго [источник: Cooke] и Минессоты [источник: Potegal and Davidson] показали, что 50-80% детей в возрасте 2х и 3х лет закатывают истерику хотя бы раз в неделю, а 20% так и каждый день. Мы так вообще везунчики получаемся. Конечно, это были "неправильные" американские дети. Считал ли кто-то правильных российских детей - не знаю. Но судя по крикам из соседских квартир, как-то так и есть.
Тогда почему дети устраивают истерики? Тут дело такое - за сдерживание эмоций отвечает так называемая префронтальная кора головного мозга [источник: Berger], которая у детишек не так развита, как у взрослых [источники: Onderko и Pendley]. Как родители, вы уже знаете, что у ребенка глаза не как у взрослого, нос не как у взрослого, сердце, почки, мышцы, суставы и кости другие немного. Эта разница учитывается врачами, которые знают что то и это возрастное и потом пройдет. Так и здесь. К 4-5 годам способность себя контролировать станет намного лучше. Сниженный самоконтроль предположительно не случаен, а позволяет ребенку с другой стороны быстрее учиться и в частности осваивать речь. Второй раз самоконтроль ослабнет в подростковом возрасте для нужд полового созревания, но это другая история. Вообще, довольно распространено наблюдение, что ребенок становится капризнее перед освоением любого нового навыка. Раньше я читал про объяснение, что это защитная реакция, чтобы быть ближе к родителям и не злоупотребить этим навыком. Но может быть и это просто снижение самоконтроля на период обучения? Для владеющих английским могу предложить развернутую статью "How Temper Tantrum Works" ("Как работает истерика"), а пока понятно что детская истерика это возрастная норма и мы ничем не отличаемся от кучи других "плохих родителей".
Каприз здесь получается пред-истерическим состоянием и обычно переходит в истерику, если как-то хитро не вывернуться:
При всем этом вспышка все равно может произойти на ровном месте. То есть часто нельзя предвидеть, что вызовет возмущение ребенка. Это бывает что-то совершенно обычное, ранее случавшееся, но именно сегодня и сейчас почему-то оказавшееся чем-то не тем. Вот дают ему ложку, а он хотел другую. И началоооось... просто дать другую ложку уже не поможет.
М.Вульф разбирает довольно много примеров с совершенно нелогичными, странными, принципиально недостижимыми ожиданиями на уровне "зубную пасту в тюбик запихни" (я, кстати, научился). Большинству он дает объяснения с точки зрения преодоления разных комплексов - оральный комплекс, анальный комплекс, эдипов комплекс и т.п. Я не уверен, что вообще есть смысл в этой классификации - вот реально что угодно может вызвать взрыв, если пришло для этого время. Зато полезным оказывается вывод Вульфа, что взрыв в значительной степенью провоцируется неуовлетворенной базовой потребностью. То есть недолюбленностью, дефицитом внимания.
Затем идет потребность "писать". Со старшим от памперсов отказались рано и практиковали высаживание (об этом отдельно). Столько раз при возвращении с прогулки пререкания и истерика кончались мокрыми штанами, прежде чем дошло, что пререкания это сигнал прекратить настаивать на "разувайся сам" и немедленно сажать на горшок. С горшка встает уже спокойный разумный ребенок. Аналогично случались утренние истерики - всю ночь до утра он вытерпеть еще не может, просто емкости не хватает. А потом наступает конфликт между хочу пи-пи и хочу спать. Решалось тем, что в где-то в 5 утра сонный ребенок при первом же писке высаживался на горшок, и толком даже не проснувшись отправлялся обратно спать. Со временем он делал это сам, даже не открывая глаз. Тишина и покой.
Отдельно стоит вспомнить сонные ночные истерики, не связанные с горшком. Уж не знаю, конфликт между чем и чем происходит пока ребенок спит, но был период когда ночью ребенок начинал рыдать и остановить это было очень трудно. Мама сходила с ума. Выход однако оказался довольно прост - надо было его разбудить и рыдания кончались.
Вот такая наша история.
А к вопросу, если истерика уже пошла, то что делать? Да, делать все как пишут - обеспечить безопасность и ждать. По статистике истерика в среднем кончается за 3 минуты (кажутся вечностью, да) и возвращается нормальный ребенок. Ребенок в этот момент мало соображает, поэтому демонстрировать характер и вразумлять бесполезно. Кидаться к нему "что случилось, мой маленький" тоже плохо - физиологическая реакция может перерасти в манипуляцию. Сидим, ждем. Как понос, как рвота, должно кончится.
P.S.
На полноту не претендует. Вот младший еще не говорит, а почему-то каждые пару часов начинает ныть, что потом потенциально переходит в истерику. И не есть, и не пить, и не к маме, и играли с ним, и памперс чистый. Что-то упускается, а что...
Кто не в курсе западных традиций, поясню - дети собирают конфеты накануне праздника Дня Всех Святых, а тут родители им сообщают, что они съели эти конфеты сами.
И оказалось, что реакция детей многих удивляет. Невоспитанность, падение нравов и прочее "как они смели так сказать". Я в принципе и сам до появления детей морщился, глядя на вопящих детей, которых мама тащит за руку, и полагал, что уж с моими детьми такого не будет НИКОГДА! Как же я ошибался
и как мне было не приятно, когда это случилось первый раз в публичном месте с казалось бы ранее милым и законопослушным ребенком. Смотрят теперь все на тебя как на родителя, который "плохо воспитал" ребенка, злишься, ничего не понимаешь, растерянно оглядываешься, а толку то... После этого оно случилось не раз и не два, дома и на улице, просто крики, и катание по полу, чуть ли не эпилептические судороги, крики "я тебе ненавижу", "уходи", "ты чужой!". Это больно слушать, это неприятно, это пугает и в какой-то момент достигло такого уровня, что я стал беспокоиться и вникать в вопрос. Книжек набрал целую полку. Вопрос оказался очень интересный.
Вообще интернет полнится советами как поступать при капризах - одни предложат проявить строгость и показать, кто здесь хозяин, другие предложат не реагировать и оставить ребенка одного, пусть поймет, что он не может "манипулировать" через крики, третьи предложат обнять и компенсировать дефицит родительской любви. Советы на любой вкус и вобщем-то все бесполезные, как оказалось. Если истерика уже случилась, то трепыхаться обычно поздно.
Что вообще такое капризы и истерики? Вот ребенок ноет "дай ту игрушку, ну дай ту игрушку", потом плачет "хочу игрушку!", ему дают желаемое и он успокаивается. Нет, это еще не каприз и не истерика. Ребенок рационально и целенаправленно применяет доступные методы давления для получения желаемого, а получив желаемое, успокаивается. Можно это определить как "ложный каприз". Пока он рационален мы его можем убеждать, предлагать альтернативы, стыдить даже. Нормальный процесс - растущий организм пробует мир на прочность.
Настоящий каприз начнется когда получение "желаемого" уже не дает эффекта, например -
- (плачет) "хочу игрушку!"- игрушку даютОб этой тонкой разнице я узнал из книги Моисея Вульфа "Психология детских капризов", написанной еще в 20е годы. Это не "мамочкина методичка", это для студентов института психоанализа, но сложного в ней ничего нет, зато есть куча живых примеров, в том числе и на взрослых , на женщинах в частности, да. :)
- (плачет еще громче) "нет, убери игрушку!" - игрушку убирают
- и тут ребенок просто взрывается
Момент выше, когда ребенок просто взрывается, это уже истерика. Крики, агрессивные или даже бессвязные вопли, плач, ребенок бьется об пол, дрыгает ногами. Увещевать ребенка в этот момент, уже знаете поди, полностью бесполезно. Он как вообще не слышит. А если еще на улице, вы его тащите за руку, а он вырывается и орет, прохожие оборачиваются, кивают осудительно головами. Мамин и папин кошмар. И мысль только одна - вот что это такое вообще и за что мне это? Где я сделал(а) ошибку в воспитании?
Можно утешится. Никакой ошибки оказывается не было. Исследования в университетах Чикаго [источник: Cooke] и Минессоты [источник: Potegal and Davidson] показали, что 50-80% детей в возрасте 2х и 3х лет закатывают истерику хотя бы раз в неделю, а 20% так и каждый день. Мы так вообще везунчики получаемся. Конечно, это были "неправильные" американские дети. Считал ли кто-то правильных российских детей - не знаю. Но судя по крикам из соседских квартир, как-то так и есть.
Тогда почему дети устраивают истерики? Тут дело такое - за сдерживание эмоций отвечает так называемая префронтальная кора головного мозга [источник: Berger], которая у детишек не так развита, как у взрослых [источники: Onderko и Pendley]. Как родители, вы уже знаете, что у ребенка глаза не как у взрослого, нос не как у взрослого, сердце, почки, мышцы, суставы и кости другие немного. Эта разница учитывается врачами, которые знают что то и это возрастное и потом пройдет. Так и здесь. К 4-5 годам способность себя контролировать станет намного лучше. Сниженный самоконтроль предположительно не случаен, а позволяет ребенку с другой стороны быстрее учиться и в частности осваивать речь. Второй раз самоконтроль ослабнет в подростковом возрасте для нужд полового созревания, но это другая история. Вообще, довольно распространено наблюдение, что ребенок становится капризнее перед освоением любого нового навыка. Раньше я читал про объяснение, что это защитная реакция, чтобы быть ближе к родителям и не злоупотребить этим навыком. Но может быть и это просто снижение самоконтроля на период обучения? Для владеющих английским могу предложить развернутую статью "How Temper Tantrum Works" ("Как работает истерика"), а пока понятно что детская истерика это возрастная норма и мы ничем не отличаемся от кучи других "плохих родителей".
Каприз здесь получается пред-истерическим состоянием и обычно переходит в истерику, если как-то хитро не вывернуться:
- "Дай мне!" - даютОднако, что теперь делать с истериками и капризами практически? Истерическое состояние возникает у ребенка в ответ на конфликт между желанием и возможностью. В частности между желанием что-то сказать и возможность выразить свою мысль - ребенок понимает лучше говорит, и думает больше, чем может высказать (см. "How Temper Tantrum Works"). У М.Вульфа на примерах показано, что это касается не только речи, но и вообще любого конфликта с ожиданием. В едва ли не каждой отечественной методичке о детях сказано, что дети - великие консерваторы и рекомендуется установить строгий распорядок дня, традиции, ритуалы. Их смысл как раз в управлении ожиданиями ребенка. Если ребенок ожидает что нечто пройдет определенным образом (к примеру - чистить зубы, на горшок, мультик, в кровать), то и вероятность конфликта снижается.
- "Не надо мне, забери!" - забирают
(и вот он момент перехода еще каприза в уже истерику)
- АААА!
В этом смысле возникает интересный философский вопрос. Разум обычно выводится как развитие способности отражать действительность. Но подобная зависимость от собственных ожиданий с самого детства - не значит ли это, что разум это способность выдумывать собственную действительность?Если же какого-то определенного порядка еще нет, то очень помогает проговаривание всего немного заранее. "Сейчас мы пойдем... а теперь мы будем ... а потом ...". Характерный пример это мультики перед сном:
Вариант А:
- Все, посмотрел и спать!
- Но, мама, я хочу еще... АААА!!
Вариант Б:Когда вообще ничего заранее не было готово, тут уж приходится искать что угодно, чтобы создать эти ожидания. Когда старший, бывший еще на грудном вскармливанием, однажды ночью проснулся, а мамы нет (увезли в больницу) - тут пришлось очень-очень туго. К счастью, в какой-то момент вспомнилась и сработала общая культурная отсылка - мы практиковали просмотр определенных мультиков перед сном, ребенок воспринимал их очень серьезно, и когда я уже в паническом состоянии сообразил "мы же с тобой как тот и этот. Смотри..." и пошел развивать тему, что-то в глазах зажглось. Запомненный сюжет дал какую-то опору его мышлению, сделал ненормальную ситуацию ожидаемой. Следующие три месяца (пока мама была в больнице) я постоянно и ежедневно создавал и поддерживал ожидания, через специально подобранные мультики, сказки и рассказы. Тогда у меня этой теории про ожидания на вооружении еще не было, рефлекторно, видимо, сообразил - альтернативой был бы невероятной силы взрыв "где моя мама!!".
- Мы посмотрим только два мультика
- Хорошо
- Это сейчас будет последний мультик, а потом спать.
- Хорошо
- Все, это был последний. Теперь на горшок и спать.
- Хорошо.
Вплоть до того, что сам выключает планшетник и шагает в кровать
При всем этом вспышка все равно может произойти на ровном месте. То есть часто нельзя предвидеть, что вызовет возмущение ребенка. Это бывает что-то совершенно обычное, ранее случавшееся, но именно сегодня и сейчас почему-то оказавшееся чем-то не тем. Вот дают ему ложку, а он хотел другую. И началоооось... просто дать другую ложку уже не поможет.
М.Вульф разбирает довольно много примеров с совершенно нелогичными, странными, принципиально недостижимыми ожиданиями на уровне "зубную пасту в тюбик запихни" (я, кстати, научился). Большинству он дает объяснения с точки зрения преодоления разных комплексов - оральный комплекс, анальный комплекс, эдипов комплекс и т.п. Я не уверен, что вообще есть смысл в этой классификации - вот реально что угодно может вызвать взрыв, если пришло для этого время. Зато полезным оказывается вывод Вульфа, что взрыв в значительной степенью провоцируется неуовлетворенной базовой потребностью. То есть недолюбленностью, дефицитом внимания.
На практике для меня это означало, что, поиграв утром с ребенком 15-30 минут, следующие несколько часов почти гарантированно пройдут спокойно. А вот пропустив это совместное время, я фактически сам взвожу мину замедленного действия. Всякий раз, как я вижу признаки беспокойства - повышенную "липучесть", нездоровый навязчивый смех, заглядывание в глаза с "папа, а папа..." - это сигнал остановиться и потратить какое-то время на общение. Честное слово - в любой спешке обойдется дешевле притормозить и потратить это время на искреннее общение.
Искреннее общение- это означает общаться, играть, а не смотреть в смартфон. Сколько раз пробовал - со смартфоном хуже выходит.
С другой стороны, хоть и не всегда, но присутствие взрослого просто рядом уже помогает. Вот он пришел в мой кабинет, залез на табуретку и молча листает книгу. Он никому не мешает и совершенно спокоен. Сейчас ему достаточно, что папа просто рядом.Кроме недолюбленности раздражение вызывается всеми простыми нуждами. Первыми идут голод, жажда или углеводный баланс. Опытные мамы с собой всегда имеют перекусить и попить. Как только мы заметили и осознали зависимость, жизнь стала легче:
- А я хочу ...Если уж сильно пахло жаренным, тогда применяли "тяжелую артиллерию" - хороший черный шоколад. Это просто надо было видеть, как в глазах ребенка гасло бушующее пламя ярости.
- А ну-ка печеньку съешь и запей
Довольный ребенок продолжает прогулку и больше не возмущается
Затем идет потребность "писать". Со старшим от памперсов отказались рано и практиковали высаживание (об этом отдельно). Столько раз при возвращении с прогулки пререкания и истерика кончались мокрыми штанами, прежде чем дошло, что пререкания это сигнал прекратить настаивать на "разувайся сам" и немедленно сажать на горшок. С горшка встает уже спокойный разумный ребенок. Аналогично случались утренние истерики - всю ночь до утра он вытерпеть еще не может, просто емкости не хватает. А потом наступает конфликт между хочу пи-пи и хочу спать. Решалось тем, что в где-то в 5 утра сонный ребенок при первом же писке высаживался на горшок, и толком даже не проснувшись отправлялся обратно спать. Со временем он делал это сам, даже не открывая глаз. Тишина и покой.
Отдельно стоит вспомнить сонные ночные истерики, не связанные с горшком. Уж не знаю, конфликт между чем и чем происходит пока ребенок спит, но был период когда ночью ребенок начинал рыдать и остановить это было очень трудно. Мама сходила с ума. Выход однако оказался довольно прост - надо было его разбудить и рыдания кончались.
Вот такая наша история.
А к вопросу, если истерика уже пошла, то что делать? Да, делать все как пишут - обеспечить безопасность и ждать. По статистике истерика в среднем кончается за 3 минуты (кажутся вечностью, да) и возвращается нормальный ребенок. Ребенок в этот момент мало соображает, поэтому демонстрировать характер и вразумлять бесполезно. Кидаться к нему "что случилось, мой маленький" тоже плохо - физиологическая реакция может перерасти в манипуляцию. Сидим, ждем. Как понос, как рвота, должно кончится.
P.S.
На полноту не претендует. Вот младший еще не говорит, а почему-то каждые пару часов начинает ныть, что потом потенциально переходит в истерику. И не есть, и не пить, и не к маме, и играли с ним, и памперс чистый. Что-то упускается, а что...
Комментариев нет:
Отправить комментарий