facebook

среда, 14 января 2015 г.

Моя энциклопедия капризов и истерик

Всех недавно облетел ролик как дети реагируют на то, что их конфеты съели родители:

Кто не в курсе западных традиций, поясню - дети собирают конфеты накануне праздника Дня Всех Святых, а тут родители им сообщают, что они съели эти конфеты сами.

И оказалось, что реакция детей многих удивляет. Невоспитанность, падение нравов и прочее "как они смели так сказать". Я в принципе и сам до появления детей морщился, глядя на вопящих детей, которых мама тащит за руку, и полагал, что уж с моими детьми такого не будет НИКОГДА! Как же я ошибался
и как мне было не приятно, когда это случилось первый раз в публичном месте с казалось бы ранее милым и законопослушным ребенком. Смотрят теперь все на тебя как на родителя, который "плохо воспитал" ребенка, злишься, ничего не понимаешь, растерянно оглядываешься, а толку то... После этого оно случилось не раз и не два, дома и на улице, просто крики, и катание по полу, чуть ли не эпилептические судороги, крики "я тебе ненавижу", "уходи", "ты чужой!". Это больно слушать, это неприятно, это пугает и в какой-то момент достигло такого уровня, что я стал беспокоиться и вникать в вопрос. Книжек набрал целую полку. Вопрос оказался очень интересный.



Вообще интернет полнится советами как поступать при капризах - одни предложат проявить строгость и показать, кто здесь хозяин, другие предложат не реагировать и оставить ребенка одного, пусть поймет, что он не может "манипулировать" через крики, третьи предложат обнять и компенсировать дефицит родительской любви. Советы на любой вкус и вобщем-то все бесполезные, как оказалось. Если истерика уже случилась, то трепыхаться обычно поздно.

Что вообще такое капризы и истерики? Вот ребенок ноет "дай ту игрушку, ну дай ту игрушку", потом плачет "хочу игрушку!", ему дают желаемое и он успокаивается. Нет, это еще не каприз и не истерика. Ребенок рационально и целенаправленно применяет доступные методы давления для получения желаемого, а получив желаемое, успокаивается. Можно это определить как "ложный каприз". Пока он рационален мы его можем убеждать, предлагать альтернативы, стыдить даже. Нормальный процесс - растущий организм пробует мир на прочность.

Настоящий каприз начнется когда получение "желаемого" уже не дает эффекта, например -
- (плачет) "хочу игрушку!"- игрушку дают
- (плачет еще громче) "нет, убери игрушку!" - игрушку убирают
- и тут ребенок просто взрывается
Об этой тонкой разнице я узнал из книги Моисея Вульфа "Психология детских капризов", написанной еще в 20е годы. Это не "мамочкина методичка", это для студентов института психоанализа, но сложного в ней ничего нет, зато есть куча живых примеров, в том числе и на взрослых , на женщинах в частности, да. :)

Момент выше, когда ребенок просто взрывается, это уже истерика. Крики, агрессивные или даже бессвязные вопли, плач, ребенок бьется об пол, дрыгает ногами. Увещевать ребенка в этот момент, уже знаете поди, полностью бесполезно. Он как вообще не слышит. А если еще на улице, вы его тащите за руку, а он вырывается и орет, прохожие оборачиваются, кивают осудительно головами. Мамин и папин кошмар. И мысль только одна - вот что это такое вообще и за что мне это? Где я сделал(а) ошибку в воспитании?

Можно утешится. Никакой ошибки оказывается не было. Исследования в университетах Чикаго [источник: Cookeи Минессоты [источник: Potegal and Davidson] показали, что 50-80% детей в возрасте 2х и 3х лет закатывают истерику хотя бы раз в неделю, а 20% так и каждый день. Мы так вообще везунчики получаемся. Конечно, это были "неправильные" американские дети. Считал ли кто-то правильных российских детей - не знаю. Но судя по крикам из соседских квартир, как-то так и есть.

Тогда почему дети устраивают истерики? Тут дело такое - за сдерживание эмоций отвечает так называемая префронтальная кора головного мозга [источник: Berger], которая у детишек не так развита, как у взрослых [источники: Onderko и Pendley]. Как родители, вы уже знаете, что у ребенка глаза не как у взрослого, нос не как у взрослого, сердце, почки, мышцы, суставы и кости другие немного. Эта разница учитывается врачами, которые знают что то и это возрастное и потом пройдет. Так и здесь. К 4-5 годам способность себя контролировать станет намного лучше. Сниженный самоконтроль предположительно не случаен, а позволяет ребенку с другой стороны быстрее учиться и в частности осваивать речь. Второй раз самоконтроль ослабнет в подростковом возрасте для нужд полового созревания, но это другая история. Вообще, довольно распространено наблюдение, что ребенок становится капризнее перед освоением любого нового навыка. Раньше я читал про объяснение, что это защитная реакция, чтобы быть ближе к родителям и не злоупотребить этим навыком. Но может быть и это просто снижение самоконтроля на период обучения? Для владеющих английским могу предложить развернутую статью "How Temper Tantrum Works" ("Как работает истерика"), а пока понятно что детская истерика это возрастная норма и мы ничем не отличаемся от кучи других "плохих родителей".

Каприз здесь получается пред-истерическим состоянием и обычно переходит в истерику, если как-то хитро не вывернуться:
- "Дай мне!" - дают
- "Не надо мне, забери!" - забирают
(и вот он момент перехода еще каприза в уже истерику)
- АААА!
Однако, что теперь делать с истериками и капризами практически? Истерическое состояние возникает у ребенка в ответ на конфликт между желанием и возможностью. В частности между желанием что-то сказать и возможность выразить свою мысль - ребенок понимает лучше говорит, и думает больше, чем может высказать (см.  "How Temper Tantrum Works"). У М.Вульфа на примерах показано, что это касается не только речи, но и вообще любого конфликта с ожиданием. В едва ли не каждой отечественной методичке о детях сказано, что дети - великие консерваторы и рекомендуется установить строгий распорядок дня, традиции, ритуалы. Их смысл как раз в управлении ожиданиями ребенка. Если ребенок ожидает что нечто пройдет определенным образом (к примеру - чистить зубы, на горшок, мультик, в кровать), то и вероятность конфликта снижается.
В этом смысле возникает интересный философский вопрос. Разум обычно выводится как развитие способности отражать действительность. Но подобная зависимость от собственных ожиданий с самого детства - не значит ли это, что разум это способность выдумывать собственную действительность?
Если же какого-то определенного порядка еще нет, то очень помогает проговаривание всего немного заранее. "Сейчас мы пойдем... а теперь мы будем ... а потом ...". Характерный пример это мультики перед сном:
Вариант А:
- Все, посмотрел и спать!
- Но, мама, я хочу еще... АААА!! 
Вариант Б:
- Мы посмотрим только два мультика
- Хорошо
- Это сейчас будет последний мультик, а потом спать.
- Хорошо
- Все, это был последний. Теперь на горшок и спать.
- Хорошо.
Вплоть до того, что сам выключает планшетник и шагает в кровать
Когда вообще ничего заранее не было готово, тут уж приходится искать что угодно, чтобы создать эти ожидания. Когда старший, бывший еще на грудном вскармливанием, однажды ночью проснулся, а мамы нет (увезли в больницу) - тут пришлось очень-очень туго. К счастью, в какой-то момент вспомнилась и сработала общая культурная отсылка - мы практиковали просмотр определенных мультиков перед сном, ребенок воспринимал их очень серьезно, и когда я уже в паническом состоянии сообразил "мы же с тобой как тот и этот. Смотри..." и пошел развивать тему, что-то в глазах зажглось. Запомненный сюжет дал какую-то опору его мышлению, сделал ненормальную ситуацию ожидаемой. Следующие три месяца (пока мама была в больнице) я постоянно и ежедневно создавал и поддерживал ожидания, через специально подобранные мультики, сказки и рассказы. Тогда у меня этой теории про ожидания на вооружении еще не было, рефлекторно, видимо, сообразил - альтернативой был бы невероятной силы взрыв "где моя мама!!".

При всем этом вспышка все равно может произойти на ровном месте. То есть часто нельзя предвидеть, что вызовет возмущение ребенка. Это бывает что-то совершенно обычное, ранее случавшееся, но именно сегодня и сейчас почему-то оказавшееся чем-то не тем. Вот дают ему ложку, а он хотел другую. И началоооось... просто дать другую ложку уже не поможет.

М.Вульф разбирает довольно много примеров с совершенно нелогичными, странными, принципиально недостижимыми ожиданиями на уровне "зубную пасту в тюбик запихни" (я, кстати, научился). Большинству он дает объяснения с точки зрения преодоления разных комплексов - оральный комплекс, анальный комплекс, эдипов комплекс и т.п. Я не уверен, что вообще есть смысл в этой классификации - вот реально что угодно может вызвать взрыв, если пришло для этого время. Зато полезным оказывается вывод Вульфа, что взрыв в значительной степенью провоцируется неуовлетворенной базовой потребностью. То есть недолюбленностью, дефицитом внимания.
На практике для меня это означало, что, поиграв утром с ребенком 15-30 минут, следующие несколько часов почти гарантированно пройдут спокойно. А вот пропустив это совместное время, я фактически сам взвожу мину замедленного действия. Всякий раз, как я вижу признаки беспокойства - повышенную "липучесть", нездоровый навязчивый смех, заглядывание в глаза с "папа, а папа..." - это сигнал остановиться и потратить какое-то время на общение. Честное слово - в любой спешке обойдется дешевле притормозить и потратить это время на искреннее общение
Искреннее общение- это означает общаться, играть, а не смотреть в смартфон. Сколько раз пробовал - со смартфоном хуже выходит. 
С другой стороны, хоть и не всегда, но присутствие взрослого просто рядом уже помогает. Вот он пришел в мой кабинет, залез на табуретку и молча листает книгу. Он никому не мешает и совершенно спокоен. Сейчас ему достаточно, что папа просто рядом.
Кроме недолюбленности раздражение вызывается всеми простыми нуждами. Первыми идут голод, жажда или углеводный баланс. Опытные мамы с собой всегда имеют перекусить и попить. Как только мы заметили и осознали зависимость, жизнь стала легче:
- А я хочу ...
- А ну-ка печеньку съешь и запей
Довольный ребенок продолжает прогулку и больше не возмущается 
Если уж сильно пахло жаренным, тогда применяли "тяжелую артиллерию" - хороший черный шоколад. Это просто надо было видеть, как в глазах ребенка гасло бушующее пламя ярости.

Затем идет потребность "писать". Со старшим от памперсов отказались рано и практиковали высаживание (об этом отдельно). Столько раз при возвращении с прогулки пререкания и истерика кончались мокрыми штанами, прежде чем дошло, что пререкания это сигнал прекратить настаивать на "разувайся сам" и немедленно сажать на горшок. С горшка встает уже спокойный разумный ребенок. Аналогично случались утренние истерики - всю ночь до утра он вытерпеть еще не может, просто емкости не хватает. А потом наступает конфликт между хочу пи-пи и хочу спать. Решалось тем, что в где-то в 5 утра сонный ребенок при первом же писке высаживался на горшок, и толком даже не проснувшись отправлялся обратно спать. Со временем он делал это сам, даже не открывая глаз. Тишина и покой.

Отдельно стоит вспомнить сонные ночные истерики, не связанные с горшком. Уж не знаю, конфликт между чем и чем происходит пока ребенок спит, но был период когда ночью ребенок начинал рыдать и остановить это было очень трудно. Мама сходила с ума. Выход однако оказался довольно прост - надо было его разбудить и рыдания кончались.

Вот такая наша история.

А к вопросу, если истерика уже пошла, то что делать? Да, делать все как пишут - обеспечить безопасность и ждать. По статистике истерика в среднем кончается за 3 минуты (кажутся вечностью, да) и возвращается нормальный ребенок. Ребенок в этот момент мало соображает, поэтому демонстрировать характер и вразумлять бесполезно. Кидаться к нему "что случилось, мой маленький" тоже плохо - физиологическая реакция может перерасти в манипуляцию. Сидим, ждем. Как понос, как рвота, должно кончится.

P.S.
На полноту не претендует. Вот младший еще не говорит, а почему-то каждые пару часов начинает ныть, что потом потенциально переходит в истерику. И не есть, и не пить, и не к маме, и играли с ним, и памперс чистый. Что-то упускается, а что...

Комментариев нет:

Отправить комментарий