facebook

понедельник, 10 сентября 2012 г.

"Дай!" или управление желаниями.

Когда ребенок в 6 месяцев еще не мог выразить никаких желаний - он просто орал, что очень сильно выматывает (в первую очередь - родителей). И первое, чему я его попытался выучить это слова "Туда!" или "Там!". Выполнялись они в форме короткого требовательного "А!" и означали "дай мне эту вещь" или "отнеси меня туда". Эта первая простейшая коммуникация съэкономила массу нервов нам обоим. Пока я согласен его носить, следуя короткому "А!", ребенок согласен не рвать уши длинным "ААААААА!!!!". Profit



Потом он начал ползать, потом ходить, потом лазить. Одновременно он видел все больше и хотел все большего. Вначале лезет в ящики, потом видит вещи на столе, потом и на шкафах. Каждый раз, когда он уже хочет, но еще не может - мы всегда возращаемся к этому требовательному "А!". Каждый раз происходит внутренняя борьба родителя между желанием приструнить и гордостью за маленького наглеца. Хочется, значит, и свободную личность вырастить и на шею себе не посадить.

Нельзя сказать, что мы были последовательными и талантливыми педагогами. Конечно, были истерики с катанием по полу. Сколько-то раз папа или мама взрывались - кстати, лучше от этого никому не становится. Сколько-то предметов погибли. Однако, все шло своим чередом "А!" превратилось в "Дай!", потом в "Хочу!", потом в "Можно?". Сейчас он уже подходит и с хитрым прищуром говорит "Папа, дай мне пожалуйста телефон", отказать такой милой просьбе практически невозможно :)

Желания ребенка не ограничиваются предметами - он захочет что-то делать или куда-то идти. Разумеется, не все из этого ему позволено. А мой карапуз не из тех, кто терпеливо сносит запреты. По сути в таком возрасте запрет реализуется исключительно через грубую силу - отобрать предмет, утащить на руках и так далее. Воплей в этом случае обычно много, так что надо было искать обходные пути.

Простейший способ это, конечно, дать желаемое. В конце концов, не все запреты так уж необходимы и могут быть отменены с минимальными дополнительными мерами:

  • Хочет ребенок телефон ухватить - поставили его на lock и дали. Ребенок жмет на кнопки, телефон пищит и моргает - все счастливы. 
  • Хочешь папины часы? Бери, это противоударные G-Shock, тебя должны выдержать. 
  • Хочет в полтора года на качелю - на здоровье. Лопаткой его в сидении запер, чтобы не выпал - и пусть качается. 
  • Хочет куда-то идти - пожалуйста, если только это не проезжая часть. 
  • Хочешь к собакам - не проблема, пока мои руки между тобой и собакой(*). 
* Это конечно только для тех, кто не боится собак и имеет опыт обращения с ними.
  • Когда ему еще не было года и он еще не умел говорить, он страшно плакал иногда во время прогулки, пока я не понял, что он не успевает что-то рассмотреть. Особенно на обратном пути, когда он уже устал. Тогда я стал останавливаться каждые 10-20 метров (или на первый "хнык") и давать ему оглядеться.
Не сильно сложнее подменить желаемое чем-то похожим:
  • Ребенок хочет книги (и рвет их). На здоровье - нижние две полки заставляются ненужными книгами и старыми журналами. Рви на здоровье. 
  • Ребенок хочет к компьютеру - на тебе старый калькулятор Citizen. Он уже прожил 15 лет и еще 15 лет проживет, может заодно и арифметику освоишь. 
  • Хочет кастрюлю - на тебе пластиковый пищевой контейнер. 
  • Хочешь папину кредитку? Вот тебе 3 старые. 
  • Хочешь мамины очки? На тебе пластмассовые (*). 
* Были такие очки с разнокалиберными дырочками для  коррекции зрения. Laser Vision 

Существенно сложнее трюк с переключением внимания. Надо очень хорошо знать, что ребенку интересно и как ему это "продать", чтобы он пересмотрел свои желания:
  • Не хочет идти домой? Посмотри какое дерево! И вот это! И вот это! И так пока до дома не дойдем. 
  • Не хочет мыть руки? Пойдем искупаем бегемотика. 
  • Не хочет одеваться на улицу? Давай включим музыкальную шкатулку. И пока он смотрит, открыв рот, на танцующего медведя - на него оперативно надевается все необходимое. 
  • Не хочет одевать штанишки? Давай папа оденет твои штанишки! На папу не налезли, а тебя налезут? Налезли!
  • Прицепился к кошке во дворе? Кошка устала. Кошка хочет спать. Пусть спит, а мы с тобой полетееели...
ИМХО, по сути управление ребенком в этом возрасте - это управление его вниманием.

Условно прост метод физического ограничения - запертые двери и ящики, убранные наверх вещи. Вместо запретов ребенок видит лишь слепые силы природы. Для этого продается масса приспособлений. Впрочем, качество большинства из них не высоко. Кроме того, вскоре ребенок узнает, что родителям эти "силы природы" отлично подчиняются и вскоре я услышу "Папа, открыть!" (ящик с DVD), "Папа, поднять!" (к верхней полке шкафа), "Дай мне домового!" (с холодильника).

И наконец идеальный вариант - осознанное следование запрету:
  • когда ребенок пополз, он стал тянуться в том числе к батареям. В какой-то момент ему дали его потрогать стояк отопления. Взрослый человек может его коснуться, но не может его держать. Никаких воплей и ожогов не было, но теперь слово "горячо" имеет вполне конкретный смысл. Недавно я нечаянно упомянул, что горка "горячая" (нагрелась на солнце) -этого оказалось достаточно, чтобы ребенок резко отказался от планов на любимое занятие, несмотря на то, что другие дети катались.
  • с колючим все обошлось без меня. В полгода ребенка хлестнула по лицу еловая ветка. Случайно так вышло. У меня ушел месяц на то, чтобы ребенок перестал боятся елок, но теперь он знает, что такое "колючий". Он пока еще не связывает "колючий" и "острый", так что за ножами пока еще надо следить.
  • как можно заметить выше, у ребенка не так много запретов. Может быть поэтому от розеток он отучился опираясь на одни только окрики родителей. (*, **)

* Хотя у меня уже была идея приделать к розетке что-нибудь горячее.

** Все розетки врочем  оборудованы заглушками производителем, а повех заткнуты мамою другими заглушками. Ни единого шанса.
  • с транспортом все вышло тоже легко. Ребенок знает, что при появлении машины он должен попроситься на руки или взять родителя за руку. Воспитано исключительно на тревожных окриках. Несмотря на горячую любовь ребенка к машинам, он готов их бесконечно расмматривать и ощупывать пока они стоят. Но если хоть одна поедет, он немедленно обратиться к родителям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий